Представленное
в приложениях к данной статье занятие «Правила общения в классном коллективе»
было разработано для воспитанников подросткового возраста санаторной школы-интерната.
Основная
цель деятельности работников оздоровительного образовательного учреждения –
обеспечение оптимального сочетания специфического противотуберкулёзного лечения
и широкого комплекса оздоровительных мероприятий с обучением по программе
массовой общеобразовательной школы, а также создание комфортной среды
для вновь поступающих детей.
Одной
из особенностей школы-интерната санаторного типа является ежегодная сменяемость
состава воспитанников примерно на 60-80%. Дети, поступая в школу-интернат,
сталкиваются с новыми условиями существования, с новыми требованиями, нормами,
правилами поведения, которые предъявляются им в интернате. Зачастую эти
требования и условия резко отличаются от привычных для детей, поэтому им
приходится адаптироваться, привыкать к новым условиям.
Поступая
в санаторную школу-интернат, воспитанники оказываются в ситуации
круглосуточного пребывания в коллективе сверстников, что предполагает
постоянное, длительное общение с большим количеством разных детей и предъявляет
высокие требования к уровню развития коммуникативной сферы учащихся.
Однако,
зачастую в школу-интернат поступают дети из семей «группы социального риска»,
которые ранее были полностью предоставлены сами себе, воспитывались без
достаточного контроля и внимания со стороны родителей. Подобные воспитанники
характеризуются наличием искаженных представлений о социально приемлемых формах
взаимодействия, а также нормах в процессе установления межличностных отношений.
В
связи с чем помимо работы по адаптации воспитанников к условиям проживания и
обучения в условиях школы-интерната, педагогу необходимо организовывать
целенаправленную работу по формированию классного коллектива, а также развитию
основных коммуникативных навыков, привитию потребности следовать общепринятым
нормам человеческих взаимоотношений.
Актуальность
проводимой работы в данном направлении возрастает и в силу возрастных
особенностей подростков: главная потребность этого возраста – потребность в
общении со сверстниками. Посредством общения подростки познают себя, свой
внутренний мир. Во взаимодействии со сверстниками школьники подросткового
возраста отрабатывают способы налаживания взаимоотношений, проходят особую
школу социальных отношений. Если же воспитанники в подростковом возрасте не
овладеют умениями устанавливать социальные контакты, поддерживать длительные
дружеские взаимоотношения, можно с уверенностью прогнозировать в их дальнейшей
жизни возникновение затруднений в налаживании межличностных отношений.
Работа
по адаптации учащихся к условиям ОУ, по формированию классного коллектива, а
также по развитию необходимых коммуникативных навыков должна проводиться в
системе разными специалистами ОУ – школьным психологом, классным руководителем
и воспитателем группы, а также включать разнообразные мероприятия: тематические
классные часы, часы общения, этические беседы, психологические тренинги по
развитию коммуникативных навыков, необходимых подросткам в повседневном
общении, а также для решения возникающих конфликтных ситуаций.
Представленное
занятие является одним из цикла коррекционно-развивающих, воспитательных
занятий, направленных на решение выявленных в воспитании и обучении подростков
проблем.
Организация
же подобной работы в рамках системно-деятельностного подхода помимо
воспитательных и коррекционно-развивающих задач позволяет также решать задачу
формирования универсальных учебных действий (в том числе коммуникативных и
познавательных УУД).
Данное
занятие разработано с учетом методических рекомендаций по организации урока в
рамках системно-деятельностного подхода и оформлено в виде технологической
карты, включающей в себя следующие разделы (конспект занятия представлен в Приложении 1.).
Цель занятия: Формирование у воспитанников санаторной школы-интерната
подросткового возраста потребности в выработке и последующего соблюдения норм
оптимального взаимодействия с членами референтной группы путем включения в
проектирование правил.
Задачи занятия:
Обучающие:
- Актуализация знаний
и расширение представлений о понятии «коллектив» как о высокоорганизованной группе
людей, стадиях становления коллектива.
Развивающие:
- Развитие умения
целенаправленно воспринимать информацию (в том числе из средств массовой
информации), анализировать ее, делать на ее основе выводы.
- Создание условий для
формирования умений строить продуктивное взаимодействие, сотрудничество со
сверстниками во время групповой работы, слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
- Развитие умения
представлять результат групповой работы, защищать, аргументировать свою точку
зрения.
Воспитательные:
- Способствовать формированию
умения определять нормы общения (взаимодействия) в группе сверстников.
- Стимулирование
внутренней мотивации на соблюдение правил оптимального
взаимодействия с членами референтной группы.
- Воспитание умения
распознавать, понимать и оценивать свои чувства, чувства окружающих людей.
- Создание условий для
установления детьми взаимосвязи между нарушением основных правил человеческого
общения одним человеком и возникновением негативных чувств у другого человека.
Адресат:
воспитанники подросткового возраста (учащиеся 7 – 8 классов).
Необходимое оборудование для проведения занятия: компьютерная
презентация (с включением в нее видеофрагмента репортажа из телепередачи
«Человек и закон» от 13 октября 2012г., аудиофрагмента песни «Гимн дружбе»
детской эстрадной группы «Барбарики» - Приложение 2.), компьютерная техника (ПК, мультимедиапроектор), заготовка для
упражнения «Термометр комфорта» - (Приложение 3.), форма для заполнения «Правила
общения (взаимодействия) в нашем классе» (Приложение 4.), форма для заполнения «Договор»
(Приложение
5.), ручки.
Система измерителей: самооценка учащимися собственного состояния
комфорта в классном коллективе (по форме «Термометр комфорта»).
Если вы заинтересовались данной методической разработкой,
вы можете скачать ее в полном объеме с приложениями с данного сервера.
|