Предлагаемая
программа разработана на основе обобщения опыта работы учителя Хариной А.И. по
развитию воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства в
ГООУ «Санаторная школа – интернат №4» г. Ухта Республики Коми (Программа развития творческого воображения у
учащихся 2 класса на уроках изобразительного искусства представлена в Приложении
№1). Целью программы
является создание условий для развития творческого воображения у учащихся 2
класса посредством включения на уроках изобразительного искусства развивающих
заданий.
Описываемая
программа адресована учащимся начального звена, т.к. младший школьный возраст
является сензетивным для развития воображения.
Условия
реализации программы Программа
предполагает включение развивающих заданий в те уроки, на которых рабочей
программой («Изобразительное искусство» Неменского Б.М.) не предусмотрено
специальной работы по развитию творческого воображения. Включаемые в
урок задания представлены в виде дидактических игр и творческих заданий. Данные
формы работы с учащимися повышают их интерес к учебному процессу, делают
школьника активным участником образовательного процесса, предоставляют
возможность работать в группе. Развивающие
воображение задания могут включаться в начале урока (в этом случае имеют
характер подготовительной работы к основной деятельности на уроке, разминочный
характер), в конце урока (в этой ситуации носят обобщающий характер, дают
возможность достичь наивысшего уровня развития воображения – творческого воображения),
а могут быть даны в качестве домашнего задания. Все
развивающие воображение задания в рамках программы подбирались с учетом
тематики урока, в связи с чем не выбиваются из общей направленности урока,
дополняют его, являются его логическим продолжением. Учитывались возрастные
особенности младших школьников, а также особенности развития интеллектуальной
сферы воспитанников ОУ (Описание
развивающих заданий представлено в Приложении №2). Несомненно,
включение в урок специальных заданий по развитию воображения полезно для
каждого ученика, однако, в большем внимании со стороны учителя нуждаются школьники
с низким уровнем развития воображения. Для изучения особенностей воображения
младших школьников педагог может воспользоваться рядом разнообразных диагностических
методик, предлагаемых в научной литературе (в
Приложении №3. представлен ряд психодиагностических методик для исследования
воображения школьников). Знание педагогом
особенностей развития познавательной сферы учащихся, в том числе такого
процесса как воображение, позволит учителю реализовать дифференцированный и
личностно-ориентированный подход к школьникам во время урока. В приложениях к
методической разработке также представлены дополнительные материалы для
педагогов, в которых раскрываются основные понятия, связанные с темой
разработки («воображение», «виды воображения», «функции воображения»,
«особенности воображения младших школьников» и др.); проводится анализ уроков
изобразительного искусства с точки зрения имеющихся возможностей для развития творческого
воображения школьников; а также рассматриваются наиболее оптимальные методы
работы с учащимися на уроке изобразительного искусства по развитию творческого
воображения (дополнительные материалы
представлены в Приложении №4.).
Результативность
работы по программе Реализуемая
дополнительная развивающая работа над творческим воображением школьников из
года в год дает положительные результаты. Учащиеся образовательного учреждения
регулярно становятся победителями разнообразных конкурсов по изобразительному
искусству, проводимых городом, республикой, Россией.
Если вы заинтересовались данной методической разработкой,
вы можете скачать ее в полном объеме с приложениями с данного сервера.
|