ЗдоровьесбережениеПроблемы здоровья населения России, и в частности, здоровье подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства как государственных организаций, так и общества в целом, самих граждан. Определенную долю ответственности за сохранение здоровья граждан несет и система образования. Статистически доказано, что в период пребывания ребенка в школе происходит значительное ухудшение состояния его здоровья, хотя при этом он находится под постоянным контролем педагогов. Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование. Однако, в связи со сложившейся ситуацией со здоровьем школьников современный педагог в тесном взаимодействии с самими учащимися, их родителями, коллегами по деятельности, медицинскими работниками должен планировать и осуществлять свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса. В связи с этим образовательный процесс в ГОУ РК "Санаторная школа - интернат №4" осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого учреждением самостоятельно и утверждаемого Министерством образования РК, и регламентируется расписанием занятий, составляемым с учетом лечебно-охранительного режима, предусматривающего проведение комплекса профилактических и лечебных мероприятий с детьми. Продолжительность уроков в школе составляет 40 минут. Длительность первой, четвертой, пятой перемен – 10 минут. В учреждении предусмотрены перемены длительностью в 20 минут – вторая (для приема пищи на второй завтрак), третья – для проведения подвижной перемены. Третья перемена в ОУ проходит, как правило, в виде динамической паузы. На каждый день в среднем и начальном звене закреплены ответственные педагоги, которые организуют двигательную активность школьников с целью профилактики гиподинамии. Администрацией ОУ, Советом школы содействия укреплению здоровья отслеживается и контролируется состояние учебных кабинетов, их соответствие санитарно – гигиеническим условиям (температурный режим, режим проветривания, рациональность освещения, наличие мебели в соответствии с физиологическими и возрастными особенностями детей и др.). Педагоги школы постоянно работают над созданием здоровьесберегающего пространства на уроке. В первую очередь, педагоги строят учебный процесс с учетом медицинских рекомендаций из листка здоровья (при рассаживании учащихся в классе, организации занятий по физической культуре и др.), а также с учетом индивидуальных психологических, психофизиологических особенностей школьников (особенностей нервной системы, работоспособности, темпа деятельности, особенностей познавательной сферы). Во-вторых, соблюдают требования к плотности урока (видам деятельности на уроке, частоте их сменяемости и др.). В-третьих, большое внимание уделяется профилактике гиподинамии на самих уроках. Практически каждый урок в школе начинается с физкультминутки. После продолжительной нагрузки на зрительный аппарат (при чтении текстов, письме в тетради, обсуждении наглядного материала на доске) учителя проводят гимнастику для глаз. Отдельными педагогами на уроках введен самомассаж активных точек, релаксационные паузы, минутки эмоциональной разрядки и др. В-четвертых, учителя-предметники на уроках вносят в учебный материал вопросы здоровьесбережения. В начальном звене уроки проходят в условиях АСРС, для чего используются специальные приспособления: конторки, офтальмотренажер (световой, механический), экологическая стенка, режим зрительных горизонтов, схемы - траектории, массажные коврики. В середине урока учащиеся 2 - 4 классов (соседи по парте) меняются местами: сидящий пол-урока ученик становится за конторку и наоборот (смена динамически поз). Под ногами у учащихся располагается массажный коврик. Проблема гиподинамии учителями на уроках в начальном звене разрешается не только с помощью проведения физкультминуток (физкультминутки проходят дважды в игровой или стихотворной форме) и режима динамических поз, а также с помощью создания условий для двигательной активности, не противоречащей логике, задачам урока - отвечая, ребята встают; у ребят есть возможность подходить к доске для работы на ней (к доске и от нее они подходят на носочках), свободно передвигаться по классу, осуществляя поиск наглядного материала на экологическом панно и т.д. Преподавание ОБЖ в 8 классе, согласно учебному плану школы – интерната, введено в основное расписание и осуществляется в первой половине дня. В остальных классах (2 – 7) данная дисциплина преподается факультативно. Кроме этого, основы безопасности жизнедеятельности изучаются в рамках таких учебных предметов как окружающий мир, природоведение, биология, физика, химии, трудовое обучение, технология. Учителями биологии, химии, технологии, классными руководителями проводится вводное, плановое, внеплановое инструктирование по технике безопасности в учебных кабинетах и мастерских, при проведении экскурсий и внеклассных мероприятий.
В школе – интернате наблюдается преемственность между учителями и воспитателями в работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Работа по здоровьесбережению во внеучебное время проводится в системе и предусматривает выполнение режимных моментов (гимнастика на свежем воздухе, прогулки, выполнение санитарно - гигиенических процедур, полноценное сбалансированное питание и пр.) и организацию разноуровневых занятий и массовых мероприятий по ЗОЖ. Воспитатели большое внимание уделяют обучению детей санитарно – гигиеническим навыкам: навыкам уходу за своим телом, за личными вещами и школьными принадлежностями, за помещением, в котором живут. Учащиеся привлекаются к общественно полезному труду: к дежурству в столовой, к генеральным уборкам помещений школы – интерната, классных комнат, к облагораживанию территории учреждения и близлежащей парковой зоны – соснового бора. Совместно с педагогом – психологом, классными руководителями воспитатели ведут работу по профилактике вредных привычек – проводят тематические беседы, уроки – здоровья. Одним из направлений деятельности воспитателей является организация работы по изучению основ безопасности жизнедеятельности школьников: с ребятами изучаются правила дорожного движения, правила поведения при пожаре и других чрезвычайных ситуациях. Проводится вводный, плановый, внеплановый инструктажи воспитанников о правилах поведения в учебное и свободное от уроков время, на прогулке, в общественном транспорте и т.д. с целью предотвращения травматизма учащихся. Не менее 4 раз в год в разные режимные моменты с воспитанниками и персоналом проводятся учебные тренировки по обучению навыкам поведения в экстренных ситуациях. В плане внеклассных занятий по ЗОЖ можно выделить традиционно сложившиеся направления и формы: работа через стенную печать (газеты, бюллетени, молнии, экраны чистоты и др.); спортивно-массовые мероприятия (весёлые старты, санитарные старты, соревнования по отдельным видам спорта, настольным и народным играм); конкурсы плакатов, рисунков и поделок по здоровьесберегающей тематике; санитарные КВН, смотры санитарных знаний; дни защиты детей; военно-спортивная игра «Зарница», смотр строя и песни. Организация спортивных кружков и секций в школе ограничена по нескольким причинам: большая часть учащихся поступает в школу с сопутствующими заболеваниями и имеет медотводы от участия в крупных соревнованиях, школа не имеет спортивного зала и использует для проведения занятий приспособленные помещения, очень слаба материальная база. Система спортивно – массовых, оздоровительных мероприятий в школе даёт возможность частично реализовать способности учащихся в этом направлении. Воспитателями разработаны и внедрены в практику отдельные направления укрепления здоровья воспитанников. Всего в учреждении действуют пять здоровьесберегающих программ:
|
Меню сайта
Поиск
Календарь
Наш опрос
Полезные ссылки
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |