Программа
занятий по коррекции агрессии и развитию коммуникативных навыков младших
школьников «Школа общения»
В настоящее
время повышенная агрессивность свойственна многим детям независимо от их
возраста, пола, социального положения. Данное утверждение подтверждается
результатами ежегодных наблюдений за детьми в образовательном учреждении (ГООУ
«Санаторная школа – интернат №4» г. Ухта Республики Коми). В школе – интернате
обучаются дети со 2 по 8 класс, при этом повышенная агрессивность свойственна
примерно одной трети учащихся (Результаты
мониторинга уровня агрессивности у учащихся ГООУ «Санаторная школа – интернат
№4» г. Ухты за четыре года представлены в Приложении
1.).
Особенно
повышенная агрессивность проявляется в начальном звене: в силу возрастных
особенностей дети еще не умеют в полной мере контролировать свои эмоциональные
проявления, управлять своими поведенческими реакциями и, при этом,
характеризуются несформированностью элементарных навыков общения, налаживания
коммуникаций. В начальном звене агрессия проявляется как в вербальной, так и в
физической форме. Учащиеся 2 – 4, а в отельных случаях и 5 классов не умеют
договариваться в спорных вопросах, уступать другим ребятам в игре, решать
возникающие конфликты неагрессивным способом. Школьники данной категории, в
основном, общаются посредством грубых слов, выражений и кличек, не используют
во взаимодействии с окружающими элементарные вежливые слова, часто прибегают к
физическим формам воздействия на обидчика – могут толкнуть, ударить, укусить и
т.п.
Зачастую
основной причиной подобного поведения, по мнению исследователей, является
отсутствие в поведенческом арсенале детей других – неагрессивных и социально приемлемых
– способов общения и взаимодействия с окружающими [7].
С возрастом
данные особенности детей становятся все более привычными (закрепляются в
поведении), агрессивность детей приобретает более выраженную враждебность и
начинает граничить с противоправным поведением [10]. В связи с чем работа по
коррекции агрессивных проявлений необходима именно в младшем школьном возрасте,
т.к. подобные состояния легче исправить, когда они еще не закрепились как
тенденция в поведенческом арсенале детей [4].
Работа по
коррекции агрессивного поведения, прежде всего, должна быть направлена на
развитие элементарных навыков общения, умения сотрудничать, прислушиваться к
мнению другого, уступать. Кроме этого, в систему работы должно быть включено
обучение детей приемлемым способам избавления от гнева. Важным в коррекционной
работе с данными детьми является развитие способности анализировать свое
поведение, чувства, качества личности, а также формирование чувства эмпатии.
Обязательным в
коррекционной работе является соучастие в ней педагогов и родителей. Именно от
стиля поведения самих родителей и педагогов, особенностей их взаимодействия с
агрессивными детьми зависит успешность и результативность проводимой
педагогом-психологом коррекции.
С учетом
вышеперечисленного педагогом-психологом ГООУ «Санаторная школа – интернат №4»
г. Ухты Республики Коми была разработана Программа занятий по коррекции
агрессии и развитию коммуникативных навыков младших школьников (Пояснительная записка к Программе
представлена в Приложении 2.)
Если вы заинтересовались данной статьей,
вы можете скачать ее в полном объеме с приложениями с данного сервера.
|