В настоящее
время табакокурение и алкоголизация населения является одной из наиболее важных
проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость активных и решительных
действий в области организации профилактики формирования зависимостей, особенно
среди молодежи, подростков и детей.
В
решении данной проблемы не обойтись без привлечения специалистов сферы
образования, в том числе работников отдельно взятых учебных заведений. Профилактическая
работа, организованная именно в образовательных учреждениях, предоставляет
удобную возможность охватить превентивными мероприятиями все возрастные группы
учащихся, а также обратить особое внимание на работу с группами, имеющими
повышенный риск злоупотребления психоактивными веществами.
В ГООУ
«Санаторная школа-интернат №4» г.Ухта Республики Коми работа по профилактике
употребления психоактивных веществ является не менее актуальной, т.к. в
последние годы в оздоровительно-образовательное учреждение приезжает все больше
учащихся с вредными привычками, в том числе курящие дети.
Зачастую в
школу-интернат ребята поступают уже с большим стажем курения сигарет, со
сформированной зависимостью от табакокурения. С каждым годом возраст
курильщиков молодеет. Это сильно осложняет профилактическую работу в рамках
учебного заведения и, в результате, требует включения мер вторичной
профилактики – медицинских мероприятий, в том числе работу с наркологом.
Кроме этого, в
интернат прибывают, в основном, дети из семей «социального риска» (чьи родители
злоупотребляют алкогольными напитками, сами зависимы от табакокурения, ведут
асоциальный образ жизни). В таких семьях приобщение детей к вредным привычкам
осуществляется посредством отрицательного примера родителей, а часто и с их
подачи – впервые дети пробуют табак и алкоголь дома.
Возрастные
особенности младших подростков (проявляемые в стремлении к эксперементированию
и подражании) в сочетании с незнанием или искаженным представлением о
социальных и медицинских последствиях табакокурения зачастую приводит к
формированию у них зависимости.
Но и именно в
этом возрасте грамотно проводимые меры профилактики действуют особенно
эффективно. В этот период формируются взгляды, вкусы¸ привычки; происходит
формирование дальнейшего поведенческого образа жизни будущего взрослого
человека.
Профилактические
меры в этот период должны носить, прежде всего, информационный, санитарно-просветительский
и воспитательный характер. Однако, в своей работе педагог должен
ориентироваться не только на усвоение учеником знаний и представлений о вредных
привычках, но и на становление его мотивационной сферы в отношении здорового
образа жизни, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его
реальном поведении.
Практика работы
в общеобразовательном учреждении по профилактике вредных привычек у
воспитанников показывает, что уже недостаточно проведения занятий в форме беседы
или лекции. На смену традиционным методам обучения должны приходить другие,
более действенные методы, повышающие интерес и
познавательную активность учащихся, а также формирующие универсальные учебные
действия у воспитанников (умение критически воспринимать информацию, умение
четко сформулировать свою точку зрения относительно имеющееся проблемы, умение налаживать
учебное и внеучебное сотрудничество со сверстниками и пр.).
Решение
перечисленных задач видится в применении системно-деятельностного подхода при
организации с детьми занятий в рамках профилактической работы.
Представленное
в приложениях к статье занятие разработано с учетом методических рекомендаций по
организации урока в рамках системно-деятельностного подхода и оформлено в виде
технологической карты, включающей в себя следующие разделы (конспект занятия
представлен в Приложении
1.).
Цель занятия: Формирование реалистичного
представления у детей младшего подросткового возраста о медицинских и
социальных последствиях табакокурения путем включения в проектную деятельность.
Задачи
занятия:
Обучающие:
-
Актуализация знаний и расширение представлений о понятиях «вредные привычки»,
«табакокурение», «медицинские и социальные последствия табакокурения».
Развивающие:
- Создание
условий для развития умения прогнозировать последствия своих действий на свое
здоровье и здоровье окружающих людей.
- Совершенствование
умения целенаправленно осуществлять поиск информации из различных источников (в
том числе из средств массовой информации), анализировать ее, делать на ее
основе выводы.
-
Создание условий для формирования умений строить продуктивное взаимодействие,
сотрудничество со сверстниками во время групповой работы, слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
-
Развитие умения представлять результат групповой работы, защищать,
аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные:
- Способствовать формированию
ответственного отношения воспитанников к собственному здоровью и негативного
отношения к употреблению табака.
Адресат:
воспитанники младшего подросткового возраста (учащиеся 5 – 6 классов).
Необходимое оборудование для проведения занятия: компьютерная
презентация (с включенным в нее видеофрагментом социального ролика о
последствиях табакокурения – с дефектом звука - Приложение 2.), компьютерная техника (ПК,
мультимедиапроектор), доступ к сети Интернет, диктофон, раздаточный материал на
каждую подгруппу: список пословиц о табаке и алкоголе (Приложение 3.), бумага для записей,
ручки.
Система измерителей: анкетирование с
целью изучения реалистичности представлений о медицинских и социальных
последствиях табакокурения (до занятия – с целью определения их начального
уровня, после проведения занятия – с целью оценки их усвоения) (анкета для
изучения степени реалистичности представлений о медицинских и социальных
последствиях табакокурения у младших подростков представлена в Приложении 4.).
Если вы заинтересовались данной методической разработкой,
вы можете скачать ее в полном объеме с приложениями с данного сервера.
|