Деятельность всех работников школы – интерната наряду со сбережением физического здоровья воспитанников направлена на сохранение их психического (психологического) здоровья. В чем не маловажную роль играет система по психолого-педагогическому сопровождению участников учебно-воспитательного процесса.
Как и деятельность других специалистов, деятельность педагога-психолога строится исходя из специфики и общей направленности учреждения, особенностей контингента поступающих ежегодно детей. В связи с чем основными целями психологического сопровождения учащихся являются:
- содействие сохранению и укреплению психологического здоровья учащихся, как залога их соматического здоровья;
- создание условий для оптимальной социально-психологической адаптации учащихся к новым условиям обучения и воспитания в санаторной школе-интернате, а также развития личности учащихся и их успешного обучения;
- выявление учащихся с трудностями социально-психологической адаптации, оказание им необходимой психолого-педагогической помощи.
Основными задачами работы педагога – психолога при этом являются:
- осуществление диагностико–коррекционной работы интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей учащихся, препятствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания;
- консультирование администрации школы, учителей, воспитателей, родителей учащихся по психологическим проблемам обучения и воспитания детей;
- формирование психологической культуры учащихся и их родителей, педагогических работников (психологическое просвещение);
- содействие в формировании навыков здорового образа жизни учащихся.
В своей работе педагог-психолог опирается на ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность по психологическому сопровождению, на основе которых было разработано Положение «О психологической службе ГОУ РК «Санаторная школа – интернат №4»» (Положение «О службе практической психологии в системе Министерства образования РФ», Положение «О службе практической психологии в системе образования РК», Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» и др.).
Согласно Положению, психологическое сопровождение всех участников образовательного и воспитательного процесса в школе - интернате осуществляется в 3-х основных направлениях. Это работа с учащимися школы-интерната, работа с педагогическим коллективом и родителями учащихся.
В рамках работы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся осуществляется психологический мониторинг таких показателей, как уровень комфортности, тревожности, самооценки учащихся, их уровня школьной мотивации, преобладающих мотивов учебной деятельности, особенностей взаимоотношений в классном коллективе и т.д.
Для диагностики данных показателей используются разнообразные исследовательские методы и методики: наблюдение за детьми во время уроков и внеурочное время, опрос участников ОУ, анкетирование, тестирование.
Посредством проведения подобных исследований выявляются дети с трудностями адаптации к условиям проживания и обучения в санаторной школе-интернате.
В дальнейшем, в зависимости от выявленных трудностей (повышенная агрессивность, недостаточная сформированность коммуникативных навыков, наличие затруднений в учебе, низкая самооценка и неуверенность, проблемы в эмоциональной сфере и др.) организуется необходимая коррекционная и развивающая работа с учащимися.
Успех коррекционной и развивающей работы с воспитанниками во многом зависит от того, будут ли вовлечены в нее другие участники УВП – родители и педагоги. В связи с чем в школе – интернате большое внимание уделяется психологическому просвещению и консультированию учителей, воспитателей, администрации, родителей в вопросах воспитания и обучения школьников.